Записки учителя Го #5. Суть обучения

Записки учителя Го 5Один из первых моментов, который я обговариваю с родителями в начале обучения детей игре Го – это желательно не ограничиваемый и поощряемый доступ учеников к игровой практике. Показать им сайты, где можно решать задачи по Го, играть с другими игроками. Приводить на дополнительные встречи игроков, где можно поиграть вживую. Участвовать в турнирах с самых ранних ступеней обучения не дожидаясь достижения абсолютного мастерства. Позволять заниматься этим столько, насколько готов сам ученик. Необходимо понимать, что Го это больше, чем игра. По сути это процесс мышления в чистом виде с помощью максимально абстрактного универсального инструмента. Запрещать играть в Го, всё равно, что запрещать думать, или, например, запрещать читать, писать, говорить, играть на музыкальном инструменте. Всё это можно ограничивать, но зачем, из каких соображений?

Го - есть дух свободы, увлечённости, свободы мышления, творчества, преодоления мыслительных барьеров, дисциплина и управления своим состоянием на всех уровнях. Любые внутренние зажимы, скованность, неудовлетворённость, или наоборот расхлябанность, протестная борьба, - неизбежно отражаются и проявляются на доске. Ученик может знать технику игры, но из множества ходов выбирать не самые удачные из-за неуверенности, недоверия к себе и своим решениям. Распространены случаи, когда после объяснения, какого-либо игрового момента, ученик полностью игнорирует их и не применяет в реальной игре. Например, «первые ходы делаем в углах доски, потому что это эффективнее всего на данном этапе обучения», а ученик ставит камни куда угодно, но только не туда куда показали – часто это протест на внешнее давление, принесённый из жизни в игру.

Очень часто у родителей велик соблазн использовать увлечённость ребёнка Го для манипуляций – сначала сделаешь то-то, потом поиграешь. Такие ситуации должны быть минимальны, и только там где действительно остро необходимо уделять внимание другим важным вещам. Другая крайность заставлять играть и заниматься Го, которая иногда питается амбициями и желанием родителей, чтобы ребёнок рос быстрее и показывал хорошие результаты на соревнованиях быстрее, чем это естественно может произойти. Всё это убивает увлечённость на корню, а не увлечённого человека научить чему-либо крайне сложно, и всё равно толка не будет – бросит эти занятия при первой возможности.